С ростом популярности телевидения измерение рейтингов телепередач превратилось в обязательную составляющую медиабизнеса. В ведении подсчётов и их анализе заинтересованы не только каналы, акционеры и спонсоры, но и сама ТВ-аудитория.

Первым полученные статистические данные предоставляют возможность регулировать проводимую телевизионную политику, в то время как для зрителей рейтинг является тем рычагом, посредством которого они влияют на законы мира телевидения. Эта подробная статья избавит от вопросов и позволит понять, как определяют рейтинг телепередач.

Основные понятия рейтинговой индустрии

С английского языка слово «рейтинг» переводится как «оценка». Он представляет собой процентную характеристику, полученную из подсчёта соотношения телезрителей, смотрящих конкретную передачу в течение определённого периода времени, к общей численности существующей зрительской аудитории вообще. Рейтинг просмотров телепередач измеряется только среди части населения старше 4 лет, проживающей в крупных городах, где число жителей превышает отметку в 100 тыс. человек.

Ещё одним профессиональным термином телеизмерений является доля - это уточняющий показатель, который определяется, исходя из соотношения между количеством зрителей, реально смотрящих программу, и людьми, только включившими телевизор в данный момент времени или бесцельно переключающими каналы.

Последняя группа является как бы потенциальной аудиторией для каждой конкретно взятой передачи. Телевизионная программа и её глобальный успех, таким образом, зависит и от данных рейтинга, и от подсчитанной доли. В совокупности они отражают реальные пристрастия и желания аудитории.

Неравномерные телевизионные рейтинги

Распределение реального и потенциального количества телезрителей при просмотре ими передач происходит неравномерно, что связано со многими факторами. Большое значение имеет время суток; так, телевизионная программа может попадать в утренние или вечерние часы прайм-тайм, когда даже у неприметной трансляции есть шанс высоко подняться, ведь люди хотят посмотреть хоть что-нибудь перед выходом на работу или по возвращении с неё.

Для понимания того, как определяют также необходимо учитывать, что исчисление происходит по-разному в зависимости от типа телевидения: эфирного или кабельного (спутникового). В первом варианте человек останавливает свой выбор на одном из примерно двадцати каналов, в то время как во втором случае - на одном из 100, 150 и более! Нацеленность на определенную аудиторию и её вкусы, играя на руку опытным телевизионщикам, в свою очередь, также порождает различия в системе. Поэтому рейтинг развлекательных телепередач, новостей, детских программ, «стильных», эффектных ток-шоу не падает практически никогда - на них есть непреходящий спрос. Специалисты анализируют интересы людей и, основываясь на них, корректируют телевизионную сетку.

Кто и с какой целью проводит измерения?

Процесс подсчёта рейтинговых данных в России осуществляется благодаря деятельности монополистической в этой сфере организации TNS GALLUP-MEDIA. Эта компания занимается измерениями во всех областях СМИ: радиовещание, Интернет, журналы и газеты. Полученные сведения являются единственными, признающимися официальными.

Зачем «Гэллап» это делает? Очевидно, для выгоды. Рейтинг - это своеобразная телевизионная валюта, тесно связанная с рекламой и интересная, в первую очередь, для рекламодателя. Телевидение и телепередачи выступают продавцами эфирного времени и служат для привлечения зрительского внимания, поэтому рекламные агентства, желающие продвинуть свою продукцию, не должны ошибиться с выбором. В этом случае им и помогает математическая статистика, именуемая рейтингом. Она позволяет сделать выводы о рентабельности покупки определённого телевизионного бренда и вложения в него денежных средств с целью продвижения своих товарах в рамках рекламы в период показа конкретной программы.

Типы полученной информации и медиапланирование

Измерение происходит в русле науки социологии и разделяется на 2 категории: выявление фактических и прогнозных данных. Первый тип позволяет сделать выводы о реальном телесмотрении конкретной программы и её успешности у населения. Он определяется сразу же после окончания эфира передачи.

Прогнозный рейтинг является предполагаемым, ориентирован на рекламных агентов, но необходим и телевещателям. Первым этот вид данных нужен для планирования собственных долгосрочных кампаний, последним - для того, чтобы выявить потенциально возможный успех передачи, в зависимости от чего она будет сначала закуплена, а затем выставлена в эфирной сетке на определённом месте в конкретное время.

Зачастую прогнозирование строится на основании данных прошлых итогов и результатов, а осуществляется как посредством деятельности исследовательских организаций, так и, при желании, самими каналами.

Но всё же, вне зависимости от вида, как определяют рейтинг? Телепередач и людей, казалось бы, множество, и спросить у каждого о телевизионных вкусах - невыполнимая задача. Однако всё осуществляется куда проще - посредством уже проверенных способов, часто с помощью современных технологий.

Как подсчитывается рейтинг телепередачи: экономный вариант измерения

«Дневники телезрителя» используются, как и прочие методы исследования, в рамках общего сбора информации с панельной выборки домохозяйств, где имеется хотя бы один работающий телеприёмник.

Для телеизмерения производится отбор одного или нескольких городов, которые разбиваются на избирательные участки. В них выбирают домохозяйства, причём для большего разнообразия исследуемые семьи стратифицируются - делятся на группы по одному или нескольким объединяющим их характеристикам (роду занятий, финансовому положению и пр.).

Дневник же представляет собой таблицу, где вертикальный столбец обозначает или телевизионные каналы, или передачи - в зависимости от того, рейтинг чего необходимо выявить, а горизонтальный - время суток, разбитое на промежутки по 15 минут. Материал выдаётся всем членам согласившейся на исследование семьи (домохозяйства), и каждый заполняет его в зависимости от своих личных зрительских пристрастий.

ТВ-метры

Они же - электронные счетчики. Представляют собой специальные вычислительные устройства, которые позволяют установить и зарегистрировать, какое совокупное число телевизоров и радиоприемников было настроено в конкретный период времени на определённую волну.

Этот «умный» механизм является ещё одной составляющей того, как определяют рейтинг телепередач, и даёт возможность идентифицировать начало просмотра передачи с точностью до секунды.

Датчик встроен в приёмник. При использовании устройства тем или иным членом домохозяйства требуется регистрация, осуществляемая путём нажатия специальной, закрепленной за каждый человеком в семье, кнопке на пульте. После этого действия электронный счётчик начнёт автоматический подсчёт всех переключаемых каналов и телепрограмм, производимых на конкретном телевизоре, после чего ночью собранные сведения о телесмотрении будут переданы в московский центр обработки данных.

Главный недостаток устройства - привязка к стационарному домашнему телефону, который у многих отсутствует или вообще, или в конкретный отрезок времени (например, летом на даче).

Также используются анкетирование и телефонные опросы.

Креативные идеи и новые подходы

Новаторские методы и решения для подсчёта рейтинговых данных предлагались неоднократно. Например, американская компания выпустила прибор, способный автоматически фиксировать лицо, повернутое в сторону телеприёмника. Эта идея была отвергнута населением, посчитавшим внедрение подобного устройства в дом не только вмешательством в личную жизнь, но и недостаточным основанием для вынесения выводов, ведь человек, просто обращенный к телевизору, не всегда непосредственно смотрит передачу.

Уже упомянутая организация «Гэллап», совместно с лидирующей в США компанией по анализу рейтинга среди радиослушателей, разработала устройство, внешне напоминающее пейджер. Он регулярно носится исследуемым респондентом и с максимально возможной точностью фиксирует информацию о просмотре телепрограмм как во время пребывания человека дома, так и за его пределами.

Огрехи и неточности измерений

Большинство перечисленных методов применяются в совокупности, однако исследователи отмечают несовершенство каждого из них. «Дневники телезрителя», хотя и являются более распространенным и дешёвым видом измерения, отражают далеко не точные результаты, содержат существенные погрешности.

Электронные приборы дороже и доступ к ним у опрашиваемого респондента имеется не всегда, ведь большинство устройств привязано к домашним телевизорам. Не учитывается просмотр телепрограмм в местах работы людей или на различных развлекательных площадках. Также человек может не смотреть передачу в действительности, а включить её лишь для фона. Кроме того, опросы совершенно игнорируют население маленьких городов и деревень, в то время как у их жителей могут быть свои телевизионные предпочтения.

Однако все эти ложные или неполные данные всё равно засчитываются как реальные. Почему? Потому, что на сегодняшний момент эти существующие варианты - единственная возможность директоров каналов сделать более-менее реальные выводы о том, какие передачи предпочитает смотреть зритель.

Взлёты и падения

Рейтинги во многом схожи с биржевыми показателями в виду своей непостоянности. Любые внешние причины могут кардинально изменить ситуацию внутри всего бизнеса. Обычно абсолютное изменение картины провоцируется мировыми или внутригосударственными политическими волнениями, когда большинство жителей прибегает к помощи новостных программ для ориентирования в ситуации, отчего рейтинги этих передач значительно вырастают.

Та же ситуация наблюдается при серьёзных климатических и природных аномалиях: так, несколько лет назад по территории США сначала прошлось сильное землетрясение магнитудой 5,8, следом за которым прокатился ураган «Ирэн», выведший из строя аэропорты и общественный транспорт. В это время рейтинги передач о погоде увеличились более чем в 3 раза, а в некоторых штатах, на которые пришлись самые серьёзные разрушения, этот показатель оказался даже выше.

Таким образом, любая нестабильность внешнего мира может привести к серьёзным изменениям в рейтинговой системе. Задача грамотных медиа-планировщиков и телевизионщиков - быстро среагировать на резкие, скачкообразные перепады и подстроить эфир под актуальные запросы.

В этом году «Россия 1» вновь может стать самым популярным телеканалом страны: по итогам 11 месяцев его среднесуточная доля среди всех зрителей старше четырех лет была выше, чем у «Первого». В 2016 году декабрь ситуацию не изменил

По итогам 2016 года «Россия 1» впервые вышла среди федеральных телевещателей, опередив по среднесуточной доле аудитории «Первый канал». Согласно измерениям Mediascope, среди всех зрителей старше четырех лет доля «России 1» по всей стране тогда составила почти 12,9%, «Первого» — 12,7%.

«Россия 1» оставалась лидером и все 11 месяцев 2017 года, свидетельствуют данные Mediascope (есть у РБК). Среди всех зрителей старше четырех лет среднесуточная доля «России 1» в январе—ноябре этого года составила 13%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 0,2 п.п., «Первого» — 12,1%, снизившись на 0,6 п.п. У НТВ, третьего крупного федерального общественно-политического вещателя, среднесуточная доля в этой аудитории составила 9,4%, что на 0,1 п.п. больше, чем годом ранее.​

Что такое доля аудитории

Доля аудитории отражает, сколько зрителей смотрели конкретную программу и конкретный канал от общего числа всех жителей России, у которых в данный момент был включен телевизор. К примеру, доля «России 1» 12,9% за 2016 год означает, что в среднем 12,9% всех, кто в прошлом году вообще смотрел ТВ, выбирали программы этого вещателя.

Телеизмерения ограничены только городами с населением от 100 тыс. человек. Соответственно, Mediascope предоставляет информацию только о телевизионных предпочтениях жителей крупных городов.

В прошлом году декабрь не повлиял на финальные годовые позиции каналов, свидетельствуют данные Mediascope. В последний месяц 2016 года среди всех зрителей старше четырех лет среднесуточная доля аудитории «России 1» равнялась 14,2%, «Первого» — 12,8%, НТВ — 9,2%.

В отдельно взятом прайм-тайме в этом году также лидирует канал ВГТРК. В будни с 19:00 по 0:30 следующего дня, а также в выходные и праздничные дни с 8:00 по 1:00 следующего дня (эти временные отрезки считаются на ТВ прайм-таймом с точки зрения продаж рекламы, следует из аналитики Publicis Media Russia и подтверждает представитель GroupM) средняя доля «России 1» в январе—ноябре 2017 года достигла 13,5%, «Первого канала» — 12,6%, НТВ — 9,7%. В январе—ноябре 2016-го это были, соответственно, 13, 13,1 и 9,3%.

В своей целевой аудитории

Все зрители старше четырех лет — общая аудитория, в которой можно сравнивать между собой телеканалы. При этом каждый из них имеет свою целевую аудиторию, на которую ориентированы его программы.

У «Первого канала» целевой аудиторией являются зрители 14-59 лет. В этой аудитории вещатель по-прежнему занимает первое место со среднесуточной долей 10,8% по итогам 11 месяцев 2017 года. Аналогичный показатель в этой аудитории «России 1» — 9,6%, НТВ — 7,7%.

У «России 1» сейчас целевая аудитория — зрители старше 25 лет. И в ней вещатель лидирует: в январе—ноябре 2017 года среднесуточная доля канала увеличилась на 0,3 п.п., до 14,1%. У «Первого канала» среди всех зрителей старше 25 лет среднесуточная доля по итогам 11 месяцев равнялась 12,8%, у НТВ — 10,2%.

Со следующего года «Россия 1» расширяет свою целевую аудиторию до всех зрителей старше 18 лет. На эту аудиторию уже много лет ориентируется и канал НТВ. Среди всех зрителей старше 18 лет среднесуточная аудитория НТВ в январе—ноябре этого года выросла на 0,2 п.п., до 10%. У «Первого канала» этот показатель составлял 12,6%, у «России 1» — 13,8%.

Как телеканалы монетизируют свою аудиторию

Показатели канала среди целевой аудитории напрямую влияют на его финансовые результаты. Реклама на ТВ продается по пунктам рейтинга — условным единицам, отражающим количество зрителей, увидевших 30-секундный рекламный ролик. Чем меньше аудитория вещателя, тем меньше у него рекламного инвентаря (возможностей для размещения рекламы).

Пока есть расчеты продаж рекламы в натуральном выражении только за десять месяцев 2017 года. По данным группы Publicis Media Russia на основе телеизмерений Mediascope, в январе—октябре «Первый канал» предложил рекламодателям 122 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории (зрители 14-59 лет). Это на 12% меньше, чем годом ранее.

Компенсировать снижение продаж в натуральном выражении телевещатель может повышением рекламных расценок.

«Спать под аккомпанемент»

Пресс-служба ВГТРК не ответила на запрос РБК. Источник в госхолдинге говорит, что ​у «России 1» нет прорывных проектов, как нет и провалов — «ни эфирных, ни проектных». Он отметил, что хорошие аудиторные показатели демонстрирует программа «Вечер с Владимиром Соловьевым», которая выходит поздно вечером с понедельника по четверг, а также три последующих ночных часа после нее. Переход Андрея Малахова дал «России 1», по словам собеседника РБК, «некоторый» прирост доли, но только в этом отдельно взятом временном слоте.


Андрей Малахов (Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС)

Представитель «Первого» обратил внимание на то, что в топ-20 самых популярных проектов 2017 года у «Первого канала» — 16 позиций. «И это обусловлено тем, что мы создаем самые яркие и значимые эфирные события, — уверяет представитель канала. — Среди больших каналов у «Первого» самое значительное количество молодой аудитории. В так называемых сопоставимых отрезках — с 9:00 до 23:00, когда у экранов собирается массовая аудитория, мы лидируем». Представитель «Первого» считает, что «другому» каналу преимущество дает ночное смотрение.

В этом году после 12-летнего перерыва «Первый канал» стал клиентом исследовательской компании Mediascope, оформив подписку на ее данные. Ранее гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст неоднократно обвинял измерителя в методичном искажении картины телевизионного рынка. Возобновив весной сотрудничество с Mediascope, «Первый канал», как отмечает его представитель, обсуждает с измерителем репрезентативность и чистоту данных ночного телесмотрения. «Мы не можем разглашать деталей этой совместной работы, однако рады, что измеритель осознает проблему и предпринимает попытки ее решения. Пока же ситуация выглядит так, что зрителям старшего возраста приятнее спать под аккомпанемент канала «Россия-1», — заключил собеседник РБК.


Гендиректор НТВ Алексей Земский назвал 2017 год для своего канала «революционным». В частности, по словам Земского, на канале отмечается постепенное омоложение аудитории, прирост зрителей в возрасте 14-44 лет с начала 2017 года составил почти 2%, в то время как у каналов-конкурентов произошло значительное снижение. Переход «России 1» на целевую аудиторию НТВ Земского не пугает. «Это логичный, закономерный шаг канала, который растет и по итогам 2017-го, очевидно, станет лидером по медиапоказателям на телевизионном рынке», — говорит гендиректор НТВ.

Понятие аудитории, при всей его обыденной простоте и ясности, может быть наполнено различным содержанием в зависимости от теоретической концепции. В разные периоды изучения массовой коммуникации и аудитории исследователи вкладывали различный смысл в это понятие.

Если аудитория как совокупность людей, воспринимающих совместно некоторое сообщение или зрелище, существует давно, то массовая аудитория - явление сравнительно недавнее. Массовую аудиторию характеризует гетерогенность, рассредоточенность и значительный размер, а также опосредованный и более индивидуализированный характер восприятия сообщений.

В рекламной коммуникации следует различать всех потребителей рекламы от целевой аудитории рекламной кампании. Потребителем рекламной продукции может стать любой человек, заметивший или услышавший сообщение. Целевая аудитория представляет собой совокупность потенциальных покупателей рекламируемой продукции. Причем целевая аудитория - это именно те люди, которые с наибольшей вероятностью приобретут рекламируемую продукцию. Качественное определение целевой аудитории позволит выбрать именно те виды рекламных коммуникаций, которые смогут с наибольшей отдачей воздействовать на непосредственных потребителей рекламируемой продукции [ Крыловский, К. Целевая аудитория и потебители рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.photoads.ru/advertising/psychology_04.php]

Телеаудитория - это не просто механическое множество индивидов, выделенное по некоторому формальному набору признаков. Телеаудитория - это некая макроцелостность. Всякий раз есть нечто, объединяющее телезрителей,например, образ жизни, общность языка, культуры, ценностные ориентации, профессиональные интересы, социальные проблемы и другое [Сущность и роль ТВ в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://theoldtree.ru/zhurnalistika_izdatelskoe_delo_i_smi/sushhnost_i_rol_televideniya_v.php].

После того как проведена сегментация рынка, можно заняться и портретом целевой аудитории (портрет потребителя), выделив устойчивые характеристики.

Профиль целевой аудитории - это совокупность характеристик, сгруппированных по четырем направлениям: георгафические характеристики, социально-демографические, психографические и поведенческие.

Географические характеристики: регион проживания, город, район, плотность населения, климат и другое.

Социально-демографические характеристики: пол, возраст, уровень дохода, образование, социальный статус, размер семьи, количество детей и их возраст и так далее.

Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, доминирующие мотивы поведения, образ жизни, система ценностей.

Поведенческие характеристики: поводы и мотивы для совершения покупки; искомые выгоды; статус пользователя (непользователи, бывшие пользователи, потенциальные, новые или регулярные пользователи); степень лояльности к товару и готовности к покупке (осведомленность, знание, предрасположенность, предпочтение, убежденность и совершение покупки); приверженность к определенным маркам (новая категория пользователей, приверженцы торговой марки, приверженцы других торговых марок, меняющие торговую марку); частота пользования конкретным товаром (низкая, средняя или высокая активность использования товара); установки по отношению к товару (восторженная, благожелательная, безразличная, отрицательная или враждебная). (http://www.eso-online.ru/12_shagov_razrabotki_reklamnoj_kampanii/3_shag_celevaya_auditoriya_reklamy/)

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник. В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ) [Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.-274 с.].

Объем телеаудитории - это измеряемая величина, которая получается в результате специальных исследований, в ходе которых используются различные технологии сбора информации, различные социологические методики и статистические процедуры. Изменения общего объема аудитории, но менее существенные, могут быть вызваны также отдельными изменениями внутри существующей системы измерений (например, расширение изучаемой совокупности, изменения условий ротации респондентов в панель, измеряемого интервала и пр.).

В среднем в течение всего дня телевизор смотрит 17% населения России - это усредненный показатель аудитории минуты эфира. Но эта аудитория неравномерно распределяется по дню. В прайм-тайм этот показатель в среднем составляет 34%, днем он значительно ниже среднего.

Одним из способов изучения неоднородной, сильно дифференцированной аудитории является типологизация, т.е. выделение типов (совокупностей общих характерных признаков) и разбиение аудитории на группы в соответствии с выделенными типами. Тем самым многообразие сводится к небольшому, легко обозримому числу типов. Внутри получающихся групп зрители различаются по выбранным признакам слабее, чем различаются между собой группы.

В основу типологии могут быть положены различные основания в зависимости от того, с какой стороны исследователь желает изучать аудиторию. Можно, к примеру, изучать покупательское поведение телевизионной аудитории и строить типологию по мотивам и привычкам, лежащим в основе поведения зрителя как покупателя, в их связи с телевизионными предпочтениями, с тем, чтобы улучшить качество размещения рекламных роликов. Или можно исследовать другой аспект: какими особенностями обладает поведение зрителя у телеэкрана (смотрит ли он телевизор внимательно или параллельно с другими делами, постоянно переключается или смотрит выбранный канал неотрывно) и как эти особенности связаны с демографическими характеристиками (Попытка построения такой типологии была предпринята в статье автора «Привычки телесмотрения, или Как мы смотрим телевизор» // Телефорум. Апрель. 2002. №8. С. 58-61) ».[ Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005.]

Наиболее распространенными методиками телеизмерений на сегодняшний день являются следующие: телефонные опросы, дневники, программный аудиметр, интегральный аудиметр, кластеры.

Телефонные опросы - самый архаичный, но в то же время и самый подходящий в некоторых случаях метод телеизмерений. Проводится как обычный телефонный опрос, при котором респондентам предлагается ответить на ряд вопросов о своих телепредпочтениях, отношении к разным телепрограммам и так далее. Результаты подобных опросов, как правило, не дают статистически достоверных ответов на большинство поставленных вопросов в силу естественного несовершенства методики, однако для регионов и местностей с преобладающим сельским населением и небольших городов, где иные виды опроса экономически не оправданы, телефон остается единственным источником информации о зрительском восприятии различных каналов и программ.

Дневники - данный метод основан на согласии членов выборки вести подробный дневник своих контактов с телевизором: отмечать время включения и выключения, просмотренные телепрограммы и телеканалы, на которых они транслировались, а также «время пребывания» на каждом канале. В идеале совокупный дневник просмотров может дать достаточно точные результаты, однако, как показывает практика, только небольшая часть респондентов ведет дневник честно: большинство предпочитает вносить в него абстрактные данные, отражающие реальное положение дел лишь отчасти.

Программный аудиметр - представляет собой электронный прибор с внутренним запоминающим устройством, который монтируется на телевизор респондента и фиксирует все манипуляции, которые респондент совершает с телевизионным пультом: время включения и выключения телевизора, моменты переключения телеканалов и так далее. Данный метод обеспечивает максимально объективную оценку телеаудитории, однако обладает рядом существенных недостатков: результат исследований сильно зависит от качества выборки, возможность проведения крупномасштабных исследований ограничена (в силу чисто экономических причин - количество используемых аудиметров не может быть очень большим, иначе исследования становятся слишком дорогими и нерентабельными). Кроме того, аудиметр регистрирует лишь «программную» информацию, ничего не сообщая о характере аудитории, в то время как рекламодателям важно знать, кто из членов семьи смотрел ту или иную программу и обеспечил ей высокий рейтинг.

Решить проблему, описанную выше, можно с помощью усовершенствованного аудиметра интегрального, который, помимо «программной», обеспечивает сбор информации и на уровне аудитории: управление телевизором осуществляется с помощью специального пульта с особыми кнопками для каждого члена семьи, которые необходимо нажать всякий раз, когда требуется включить (выключить) телевизор или переключить канал. Данный метод обеспечивает получение телеизмерителями значительно большего объема полезной информации, однако его широкое применение также ограничено соображениями рентабельности и честности нажимающих кнопки.

Для получения более детальной статистически достоверной информации о структуре телеаудитории применяется метод геодемографических групп (кластеров). Каждый кластер - это определенный тип неформального сообщества людей, проживающих на одной территории. После выявления всех кластеров (их количество может доходить до 50) исследователи проводят тотальный опрос в данном районе с применением различных методов, адекватных типу кластера и количеству людей, входящих в него. Кластеры формируются по демографическому и социально-экономическому принципу[Телевизионная реклама[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adindustry.ru/television-advertising].

Телесмотрение того или иного канала может характеризоваться несколькими параметрами: общее телесмотрение населением; телесмотрение определенной группой населения; среднее ежемесячное телесмотрение; среднее ежедневное телесмотрение; телесмотрение конкретного канала; телесмотрение конкретной передачи; телесмотрение определенного промежутка времени; динамика временных изменений в аудитории; и так далее.

В качестве базового понятия при оценке телевизионной аудитории используется телевизионный рейтинг (TVR, basic rating) - выраженный в процентах размер аудитории передачи в определенный период времени.

Очень важным понятием является общая аудитория телевидения (Total TVR) - выраженное в процентах отношение телевизионной аудитории оцениваемого временного интервала к общей численности генеральной совокупности. Ею называют группу населения, из которой производится выборка респондентов для исследования. Это может быть и население всей страны в целом или отдельного региона, а также и часть населения, обладающая определенными социально-демографическими параметрами.

Телевизионный рейтинг меняется в зависимости от времени суток, погодных условий и так далее. Так как это усредненный показатель, то он меняется в течение всего дня - падает днем и растет к прайм-тайму. Чем больше Total TVR, тем большую аудиторию может охватить телевидение.

При оценке телесмотрения также используется такой показатель, как HUT (Households/Homes Using Television), что означает количество домовладений, использующих ТВ дома на определенный момент времени. Показатель HUT не включает людей, смотрящих телевизор вне дома: в барах, магазинах, аэропортах, гостиницах.

Еще одна важная характеристика телевизионной аудитории (так же, как и аудитории прессы) - это доля (Share of audience rating). Так называют количество зрителей определенной программы или временного отрезка телевещания, выраженное в процентах от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор.

Глядя на эти показатели для конкретной передачи, легко оценить общую аудиторию телевидения в это время, просто разделив рейтинг на долю:

Total TVR = TVR / Share х 100%.

При оценке телеаудитории аудитории оценивается ее движение (audience flow) или, другими словами, уровень удержания аудитории в рамках одной передачи в рамках определенного периода времени.

Также употребляется термин лояльность к каналу (channel loyalty), обозначающий уровень возвращения аудитории к одному и тому же каналу в разные дни недели.

При определении количества людей, которые смотрят следующую передачу на том же канале, что и предыдущую, используется термин program audience duplication.

При определении количества людей, меняющих один канал на другой, используется термин channel audience duplication.

Показатель квалифицированного охвата (qualitative reach) отражает устойчивость просмотра данного канала. Он рассчитывается при фиксации просмотра канала в течение определенного промежутка времени без переключения на другие каналы. Этот показатель также указывает на лояльность аудитории каналу [Назайкин Медиапланировнаие ]

На сайте агентства Mediascope регулярно появляются свежие данные о числе просмотров того или иного телеканала. Информация собирается не путем опросов, а при помощи особых приборов, которые встраиваются в телевизоры с согласия граждан. На настоящий момент в формировании рейтинга телеканалов России участвует более 13 тысяч человек, или более 5 тысяч семей.

И если вы занимаетесь рекламой на телевидении или просто интересуетесь, на каких телеканалах чаще всего идут интересные передачи, то обратите внимание на наш рейтинг, в котором представлены 10 самых популярных телеканалов России на 2019 год.

Mediascope TV Index

Регион исследования: Россия. Население городов с численностью жителей от 100 000 человек в возрасте от 4 лет и старше. Среднесуточная аудитория.
Период: 07.01.2019-13.01.2019
Канал Доля 4+, % Доля 4-17, % Доля 18-54, % Доля 55+, %
1 ИЗМЕРЯЕМОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТВ 14.7 15.8 17.6 11.6
2 РОССИЯ 1 11.6 3.3 7.2 17.4
3 ПЕРВЫЙ КАНАЛ 10.7 4.4 8.3 14.1
4 7.8 2.3 5.5 11.0
5 5.8 2.9 6.6 5.3
6 ПЯТЫЙ КАНАЛ 5.5 1.9 4.6 7.0
7 5.5 8.9 8.5 1.8
8 4.9 5.3 7.8 1.8
9 ДОМАШНИЙ 3.5 1.5 3.0 4.2
10 ТВ ЦЕНТР 3.2 0.6 1.9 4.8
11 КАРУСЕЛЬ 2.9 19.1 2.5 0.7
12 ТВ-3 2.8 2.6 3.5 2.0
13 ЗВЕЗДА 2.7 0.8 2.0 3.8
14 РОССИЯ 24 2.4 0.9 1.8 3.2
15 ПЯТНИЦА 2.3 3.6 3.5 0.9
16 МАТЧ ТВ 1.9 0.8 1.9 2.0
17 ДОМ КИНО 1.6 1.1 2.2 1.1
18 КАНАЛ DISNEY 1.3 9.7 1.1 0.3
19 РОССИЯ К 1.3 0.4 0.7 2.1
20 МИР 1.3 0.5 1.4 1.4
21 ЧЕ 1.2 0.8 1.5 0.9
22 МУЛЬТ 1.2 8.0 1.1 0.2
23 Ю 0.8 0.9 1.2 0.4
24 МУЗ ТВ 0.7 1.0 1.1 0.3
25 0.7 0.6 1.1 0.3
26 СУПЕР 0.6 0.9 0.9 0.3
27 СПАС 0.5 0.1 0.3 0.8
28 СТС LOVE 0.5 0.7 0.7 0.2
29 2X2 0.4 1.2 0.5 0.0
30 DISCOVERY CHANNEL 0.2 0.1 0.3 0.2
31 RU.TV 0.2 0.3 0.3 0.1
32 ЕВРОНОВОСТИ 0.1 0.0 0.1 0.1

Открывает рейтинг самых популярных телеканалов в России ТВ Центр, прошедший за 20 лет путь от локального московского канала до «первого мультиплекса», или «трех О» — общероссийского, общедоступного и общеобязательного. На канале по-прежнему много новостей из жизни российской столицы, однако благодаря эфирным окнам местные события тоже присутствуют.

Целевая аудитория канала – женщины от 25 лет. И формат вещания соответствующий – смесь из программ о приготовлении пищи, семейных отношениях, немного ремонта, немного путешествий и много симпатичных животных.

Особое место на канале занимают одни из , полюбившиеся российским зрителям еще со времен «Рабыни Изауры». Собственная творческая кухня «Домашнего» выпускает их в большом количестве, как горячие пирожки, но не брезгует и иностранными добавками.

Недавно бывший владелец «СТС Медиа», Иван Таврин, продал 75% акций компании (помимо «Домашнего» туда входит и седьмое место рейтинга, СТС). Новым владельцем холдинга стала АО «Медиа Инвестиции». Пока неизвестно, как отразится это на формате вещания «Домашнего».

Если «Домашний» ориентируется на женщин старше 25 лет, то ТНТ – это канал студентов и «молодых специалистов». Возраст большей части аудитории канала находится в диапазоне от 18 до 35 лет.

Главное направление канала – сугубо развлекательное. Львиную долю сетки вещания заполняют собой телевизионные шоу (например, знаменитый Comedy Club), а также комедийные сериалы. Некоторые из них для российского телевиденья сыграли роль предтеч, породив новые направления в искусстве рассмешить зрителя. Еще ТНТ – лидер по числу просмотров в Рунете. Интернет-зрители составляют почти 2,5% от общего числа.

Этот телеканал более всего интересен подросткам, поскольку его зрительская аудитория — это, в основном, люди в возрасте от 12 до 17. Недавно СТС запустили оригинальную новинку – шоу «Успех». Это русский вариант The Final Four, в котором музыкальное соревнование непрофессиональных исполнителей сочетается с реалити-шоу и игрой на выживание. Возможно, это позволит каналу компенсировать потерю продюсерской группы Yellow, Black & White, которая создала такие хиты, как «Кухня» и «Элеон».

Это популярный санкт-петербургский телеканал, который за время своего существования несколько раз разительно менял концепцию и кардинально пересматривал эфирную сетку. На настоящий момент на «Пятом» решили почти полностью отказаться от социально-политического аспекта. И существенно «порезали» количество развлекательных программ.

Теперь «Пятый» — сериальный канал, причем транслирует он сериалы собственного производства. Сериалы оказались настолько популярны, что в середине прошлого года «Пятый канал» запустил международное вещание.

Принадлежит «Национальной Медиа Группе», куда также входят каналы «Пятый» и «Первый». Шутки про то, что директором этого телеканала является инопланетянин, базируются на специфике предлагаемых зрителям программ.

РЕН ТВ специализируется в основном на шокирующих тайнах, мистических силах и зловещих заговорах, а также на скандалах, интригах и расследованиях. Мистика и тайны у зрителей в почете, и РЕН ТВ занимает пятое место в рейтинге лучших телеканалов России 2019 года.

Однако у этой медали есть и обратная сторона. Благодаря своему нестандартному наполнению РЕН ТВ даже удостоился «Антипремии» от Министерства образования за распространение антинаучной и ложной информации.

Любит российский народ сериалы. Для НТВ лучшим сериалом за прошлый год стал «Динозавр», комедия из жизни криминальных элементов, грубых снаружи, но добрых (где-то глубоко) внутри. За ним по числу просмотров следует бессменный Гоша Куценко в сериале «Скорая помощь», а замыкает золотую тройку провинциальный детектив «Балабол».

В целом, НТВ, как и другие самые крупные телеканалы, продолжает терять зрителей. Если до 2010 года львиная доля просмотров была у большой тройки – НТВ, «Первого канала» и «России 1», то в последующее время просмотры уменьшились почти на треть. И в настоящее время эти три популярных телевизионных канала РФ держатся на вершине большей частью за счет зрелой аудитории (старше 40 лет).

Если второе место рейтинга популярности ТВ каналов, «Россия 1», лидирует по просмотру сериалов и кино, то «Первый канал» удерживает пальму первенства по развлекательным передачам. Народ продолжает любить Максима Галкина, который на «Первом» ведет сразу три шоу:

  1. «Старше всех!»;
  2. «Лучше всех!»;
  3. «Звезды под гипнозом».

И у всех трех самая высокая доля просмотра не только на «Первом», но и на телевизионных каналах вообще.

Аудитория у «Первого канала» консервативная, на это жалуются сами телевизионщики, утверждая, что именно зрители виноваты в обилии «Голубых огоньков» со звездами. Однако «Первый» не боится предлагать своим «консерваторам» и новые шоу, такие как русскую адаптацию японского Sasuke, оно же в американской версии Ninja Warrior. В России это спортивное шоу идет под названием «Русский ниндзя». Испытания в нем настолько сложны, что до сих пор ни один участник не дошел до финиша.

Еще «Первый канал» активно осваивает онлайн-пространство, что добавило ему 1,7% аудитории по данным Big TV. Возможно, таким образом «Первый» пытается укрепить свои пошатнувшиеся позиции. В конце 2018 года стало известно, что положение у него не блестящее. Канал даже пытается выбить из бюджета регулярные дотации, чтобы поддержать корабль на плаву.

2. Россия 1

Наследница центрального телевиденья СССР до сих пор занимает лидирующие позиции по числу просмотров. Самой большой популярностью у российской аудитории пользуются сериалы, особенно российские, и тут «Россия 1» является достойным конкурентом и «Домашнему» и НТВ. В число самых популярных у телезрителей сериалов, идущих по «России 1» входят «наш ответ доктору Хаусу» — «Склифософский» и «Березка» — драма о трудовых буднях танцевального коллектива.

Хотя кино смотрят меньше, чем сериалы, «России 1» и тут удалось выйти в дамки благодаря показу «Последнего богатыря». Это хорошо иллюстрирует предпочтения «возрастной» аудитории, которая смотрит «Россию 1». Более всего этот канал популярен у людей старше 55 лет.

Под этим непривычным для непосвященного названием скрывается своего рода конгломерат телеканалов. Эксперты Mediascope называют «Измеряемым тематическим ТВ» каналы, вещание которых подчинено какой-то единой цели. Яркий пример – канал Discovery, на котором можно посмотреть научно-популярные передачи о мире живой природы, человеческой истории или развитии технологий.

  • По количеству просмотров в этом сегменте лидируют каналы, которые показывают кино и сериалы (например, «Дом кино», хоррор-канал «Настоящее страшное кино», остросюжетный «Русский детектив»).
  • На втором месте идут познавательные телеканалы («Живая планета», Viasat History и др.).
  • На третьем месте находятся детские каналы, популярные как у самих детей, так и у их родителей. Ведь только усадив чадо смотреть мультики, родители получают долгожданные минуты покоя. Среди наиболее популярных детских телеканалов России можно отметить «Мульт» и Cartoon Network.

В целом в сегменте «измеряемого тематического ТВ» каждый найдет себе канал по душе – от социально-политических каналов до спорта, религии, культуры и даже эротики.

Представители «Первого канала» и ВГТРК не ответили на запросы. Ранее в дирекции общественных связей «Первого» заявляли, что преимущество «другому каналу» дает ночное телесмотрение, репрезентативность и чистоту которого канал обсуждает с измерителем. Зато «Первый», уверял его представитель, создает «самые яркие и значимые эфирные события».

«Пятый» уже четвертый

Третье место среди всех федеральных вещателей по популярности у всех зрителей старше четырех лет по итогам прошлого года занимает принадлежащий холдингу «Газпром-Медиа» НТВ. Его среднесуточная доля этой аудитории в прошлом году приблизилась к 9,4%, увеличившись на 0,06 п.п., следует из данных Mediascope. Гендиректор НТВ Алексей Земский отметил, что 2017 год стал для канала «революционным»: в частности, по словам Земского, НТВ удалось омолодить свою аудиторию.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Четвертым по популярности вещателем стал входящий в Национальную медиа группу «Пятый канал», опередивший в 2017 году ТНТ («Газпром-Медиа»). У «Пятого» среднесуточная доля аудитории среди всех зрителей старше четырех лет выросла за год на 0,29 п.п., до 6%, у ТНТ, наоборот, снизилась на 0,78 п.п., чуть больше чем до 5,2%.

Представитель «Пятого» объяснил возросшую популярность канала изменением эфирной сетки, запуском сериала собственного производства «Свои» (стартовал в конце ноября), а также «ребрендингом новостного блока». В прошлом году Национальная медиа группа объединила новостные службы принадлежащих ей РЕН ТВ, «Пятого канала» и газеты «Известия» на базе мультимедийного информационного центра «Известия».

Пресс-служба ТНТ не предоставила свой комментарий.

Целевые показатели

Данные в самой общей аудитории — все зрители старше четырех лет — позволяют сравнивать между собой вещателей, поскольку каждый из них работает на свою целевую аудиторию. Среди этих зрителей пять самых популярных вещателей в 2017 году продемонстрировали динамику, аналогичную общей для всех аудитории, свидетельствуют измерения Mediascope.

«Россия 1» до 2018 года ориентировалась на зрителей старше 25 лет. И в этой целевой аудитории ее среднесуточная доля также выросла: почти с 14% в 2016-м до 14,3% в 2017-м. С января этого года целевой аудиторией «России 1» стали уже зрители старше 18 лет. В этой целевой аудитории много лет работает НТВ. Его среднесуточная доля среди зрителей в данной возрастной группе в 2017 году также незначительно выросла — на 0,05 п.п., до 9,9%.

«Первый канал» свои программы адресует зрителям 14-59 лет, и в этой целевой аудитории вещатель также зафиксировал снижение среднесуточной доли: 10,8% в 2017-м против 11,8% в 2016-м.

С падением среднесуточной доли своей целевой аудитории — зрители 14-44 лет — столкнулся и ТНТ. Если по итогам 2016 года это были 11,4%, то по итогам 2017-го — только 10,6%. «Пятый канал», работающий для зрителей 25-59 лет, наоборот, увеличил в прошлом году среднесуточную долю своей целевой аудитории на 0,27 п.п., до 6,2%.

Рост или снижение зрителей влияет на финансовые показатели каналов, поскольку реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим число зрителей, увидевших стандартный 30-секундный рекламный ролик.

За весь 2017 год данных о продаже рекламы в натуральном выражении пока еще нет. Но из подсчетов группы Publicis Media Russia на основе телеизмерений Mediascope следует, что в январе—ноябре прошлого года «Россия 1» предоставила рекламодателям в федеральном эфире (когда один и тот же ролик показывается во всех городах вещания) 192,7 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 1% меньше, чем годом ранее. У «Первого канала» этот показатель снизился на 12%, до 135,4 тыс. пунктов рейтинга, у НТВ — на 4%, до 176,6 тыс. пунктов рейтинга, у ТНТ — на 11%, до 120,3 тыс. пунктов. Из самых популярных федеральных вещателей положительная динамика была зафиксирована лишь на «Пятом канале» — он предложил рекламодателям в январе—ноябре 2017 года 94,1 тыс. пунктов рейтинга, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2016-го.

Компенсировать падение рекламных продаж в натуральном выражении вещатели могут повышением расценок. Составить представление о доходах телеканалов можно будет лишь через несколько месяцев, когда в открытых источниках появится отчетность головных компаний телекомпаний по РСБУ.