Рабочая программа учебного предмета, курса конкретизирует соответствующий образовательный стандарт; описывает национально-региональный уровень; отражает специфику обучения в данном ОУ; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса; учитывает уровень подготовки учащихся. Рабочая программа по математике для 5 класса






Структура рабочей программы: титульный лист пояснительная записка общая характеристика учебного предмета, курса описание места учебного предмета, курса в учебном плане личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса содержание учебного предмета, курса тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся описание материально-технического обеспечения образовательного процесса планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Титульный лист рабочей программы содержит: Полное наименование ОУ (в соответствии с лицензией) Гриф рассмотрения и утверждения программы Название учебного предмета, курса (модуля) Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, курс (модуль) Класс в котором изучается учебный предмет (курс) Год составления рабочей программы


Пояснительная записка рабочей программы Назначение пояснительной записки: кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения


Пояснительная записка Рабочей программы Представляет собой ссылку на нормативную базу, количество часов, включающая в себя сведения: об учебной программе (примерная и авторская) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой, разработана рабочая программа; о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований; об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе; форме промежуточной и итоговой аттестации обучающихся о внесенных изменениях в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование; о целях и задачах, решаемых при реализации рабочей программы; о планируемом уровне подготовки выпускников в соответствии с установленными требованиями;




Описание места учебного предмета в учебном плане классы количество часов для изучения предмета в классах количество учебных недель количество тем регионального содержания по классам количество практических, контрольных, лабораторных работ, экскурсий и т.д. текущий контроль: устный опрос, тест и т.д. промежуточный контроль: контрольная работа, тест и т.д. итоговый контроль: контрольная работа, тест и т.д.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания *(ФГОС, Примерные программы, ООП)




Основное содержание учебного предмета При разработке раздела необходимо руководствоваться следующим: номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть обучающиеся после изучения темы и предмета целиком, указанных в пояснительной записке программы в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.


Основное содержание учебного предмета Порядок записи в разделе: название темы необходимое количества часов для её изучение содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы практические работы, творческие задания, другие формы занятий, используемые при обучении требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме в соответствии с ФГОС и целями и задачами общеобразовательного учреждения формы и вопросы контроля возможные виды самостоятельной работы обучающихся


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Учебно-тематический план: последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ Календарно-тематическое планирование: разделы и темы курса, последовательность их изучения основные виды деятельности учащихся формируемые универсальные действия используемые организационные формы обучения и количество часов -цифровое компьютерное оборудование


Календарно-тематическое планирование Может включать следующие разделы: наименование раздела программы и количество часов на раздел и тип урока; темы отдельных уроков, расположенные в последовательности и в соответствии с логикой изучения учебного материала виды и формы деятельности наглядные пособия и технические средства требования к уровню подготовки обучающихся виды контроля, измерители образовательных результатов планируемые результаты, формулируемые в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление) домашнее задание.


Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса программно-методическое обеспечение; перечень электронных информационных источников; перечень Интернет-ресурсов; перечень дидактических средств, в том числе разработанных учителем; список литературы (дополнительная и справочная литература).


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных) Особенности формулирования требований к уровню подготовки: описываться через действия обучающихся обозначать определенный уровень достижений быть достижимыми и подлежащими оценке описываться понятным языком. *(ФГОС, Примерные программы, ООП)



Положение о разработке учебной программы

Основные документы,

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент);
  • базисный учебный план школ РФ (распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям);
  • типовые (примерные) учебные программы;
  • образовательная программа и учебный план ОУ;
  • рабочая программа по предмету конкретного учителя.

Примерные программы по предмету

  • отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества,
  • определяют основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета;
  • рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана ОУ Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Примерная (типовая) учебная программа - это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер

Функции примерной программы

Информационно- методическая функция

(дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета).

Организационно-планирующая функция

(выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся)

документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов

Рабочая программа учебного предмета

этосовокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы ступени школы и которая отражает пути реализации содержания учебного предмета в конкретном ОУ.

Отличие примерной и рабочей программы

Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении

Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно

  • расширять перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • конкретизировать и детализировать дидактические единицы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • дополнять перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

Аспекты, отражаемые и учитываемые в рабочей программе

  • требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных программ;
  • максимальный объем учебного материала для учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • выбор педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Структура учебной рабочей программы учителя

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • содержание программы учебного курса;
  • учебно-тематический план  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся);
  • требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
  • учебно-методические средства обучения (описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Титульный лист программы

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • наименование учебного предмета (курса);
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • срок реализации данной программы;
  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу
  • название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
  • логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана;
  • обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
  • общая характеристика учебного процесса : формы, методы и средства обучения, технологии

Содержание тем учебного курса

  • Реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
  • Содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы,
  • практические и лабораторные работы, творческие
    и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,
  • требования к знаниям и умениям обучающихся,
  • формы и вопросы контроля,
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.
  • Название темы.
  • Необходимое количество часов для ее изучения.

Учебно-тематический план

  • отражает последовательность изучения разделов и тем программы показывает распределение учебных часов по разделам и темам;
  • определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой;
  • составляется на весь срок обучения (обычно на учебный год );
  • оформляется в виде таблицы

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
  • Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
  • Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

Особенности формулировки требований к уровню подготовки учащихся

Они должны :

  • описываться через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • описываться понятным для учащихся языком.

Учебно-методические средства обучения

включают

  • основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
  • справочные пособия (словари, справочники);
  • наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
  • оборудование и приборы...

Три группы:

  • «Литература (основная и дополнительная)»;
  • «Дидактический материал»;
  • «Оборудование и приборы».

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом библиографического описания

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ

  • Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями;
  • Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);
  • Использование авторской программы с внесенными изменениями;
  • Авторская программа учителя.

Путь утверждения рабочей программы

1.Рассматривается на методическом объединении , принимается на научно-методическом совете. Решение ШМО и НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (июнь месяц)

2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы (МС) , результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа.

3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога

  • Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 09.12.2019) Открыть
  • Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»

Примерная рабочая программа по учебному предмету создана к линии учебников в печатной и электронной формах «Музыка» для 1 -4 классов Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой. Учебники линии соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и включены в федеральный перечень.
Настоящее пособие поможет учителю грамотно составить рабочую программу, а также организовать учебную деятельность и контролировать ее результаты.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из последующих классов - на 34 часа (34 учебных недели).

Учебный предмет «Музыка» находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и др. В процессе реализации программы формируются духовно-нравственные основы личности ребенка, прививается культура общения со взрослыми и сверстниками, развиваются навыки культуры устной речи, применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. Занятия по музыке дополняют и обогащают знания учащегося начальной школы о картине мира, об истории России, о культурных традициях населяющих ее народов, ученик осознает место родного края как неотъемлемой частицы России.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи учебного предмета «Музыка»
Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по предмету «Музыка»
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Содержание начального общего образования по учебному предмету «Музыка»
Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности
Система заданий, ориентированных на формирование УУД
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение процесса реализации программы
Учебно-методическое оснащение процесса реализации программы «Музыка»
Музыкальный материал к темам учебной программы по предмету «Музыка».


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыка, Примерная рабочая программа по учебному предмету, 1-4 класс, Челышева Т.В., Кузнецова В.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Рабочие программы являются одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана. Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана.

С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем вам познакомиться с методическими рекомендациями по их разработке и оформлению.

1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида, См. http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1)наличие признаков нормативного документа;

2)учет основных положений образовательной программы образовательного учреждения;

3)системность и целостность содержания образования;

4)последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

5)учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;

6)конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Виды рабочих программ:

Рабочие программы

предметы инвариантной части учебного плана

предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с особенностями образовательного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.)

элективные курсы

факультативные курсы

предметные кружки

Кружки, объединения, секции дополнительного образования

2. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы . Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

Примерные программы выполняют две основные функции .

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих , поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы размещены на официальном сайте Минобранауки России – http://www.mon.gov.ru/ )

К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана относятся:

1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей . В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

-примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть:

Программы учреждений начального и среднего профессионального образования;

Программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей;

Справочная и методическая литература;

Другие информационные источники.

Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

4. Структура рабочей программы:

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист;

Пояснительная записка;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Календарно-тематическое планирование;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

Наименование общеобразовательного учреждения;

Название курса, для изучения которого написана программа;

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

Указание параллели, класса, в котором изучается курс;

Фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

Гриф утверждения программы;

Год составления программы.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения;

Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности ее реализации в конкретном образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

Основное содержание программы.

Этот раздел включают в рабочую программу, если:

Авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам).

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.

Если изменения по сравнению с авторской программой не затрагивают существенным образом ее структуру, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются в по трем основным составляющим: «Учащиеся должны знать…», «Уметь…» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9 класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Требования к уровню подготовки учащихся».

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока

Тема урока

Тема урока контроля

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Рабочая программа подлежит экспертизе . Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

5. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

Рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);

Рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ (как было отмечено выше) являются примерные программы.

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс) ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия.). Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.

Для реализации дополнительной подготовки учащихся в учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета.

В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета , как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами

учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета. В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету (гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе 1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов; 2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов. Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета (т.е., программа профильного изучения предмета + программы элективных курсов = программа углубленного изучения предмета).

При разработке программ углубленного изучения предметов учителем (коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия:

Программа должна быть рассмотрена в образовательном учреждении (методический совет, кафедра, методическое объединение и др.);

Программа должна пройти апробацию в образовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе реализации программы и полученных результатах (в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы);

Программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных (предметно-методических) кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации (региональных, федеральных).

Рабочие программы для расширенного изучения предметов реализуются, как правило, в учреждениях повышенного статуса – лицей, гимназия, и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.). Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной политики ОУ, его вид, направления профильной подготовки, потребности и запросы обучающихся, авторский замысел педагога.

Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета, в пояснительной записке должен обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результата; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.

Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования в ОУ:

Представляется на заседание методического совета (предметной кафедры, методического объединения и т.д.)

Проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.